А на дворе тем временем было начало нулевых и у нас по-прежнему шли миллионные продажи.
Надо было делать очередной апгрейд. И мы пошли не вширь, а вглубь. Не в торговлю, а в IT. В высокие технологии. Мы разработали принципиально новый процессор для АОН, который был на поколение впереди всего, что было на рынке. И естественно пересадили на него всю нашу клиентскую базу и базу конкурентов. Кстати, софт для процессора на 90% написал я лично. Лишь 10% самой сложной математики делегировал профессиональному программисту из МФТИ. Не из жадности, а просто было по кайфу. С детства хотел программировать. А на дворе тем временем было начало нулевых и у нас по-прежнему шли миллионные продажи. И тут, на фоне вседоступности и жажды новых острых ощущений, со мной случился виндсерфинг. В плане зависимости и совместимости с бизнесом это примерно как алкоголь или тяжелая внутривенная дурь, только со знаком "плюс". Виндсерфинг вынуждал меня вместо бизнеса совершать долгие спонтанные поездки по разным частям света в поисках ветра и волн. Регулируемые не производственным графиком, а исключительно прогнозом погоды и острым желанием покататься. А бизнес и все, что с ним связано, отодвинулись на десятое место в пирамиде личностных ценностей. В результате через некоторое время фирму пришлось продать, тем более что наша продукция активно вытеснялась с рынка мобильными телефонами. Я абсолютно не беспокоился по этому поводу, недвижимость росла в цене и мы отлично жили на рентные доходы. Но неожиданно пришел кризис 2008.
(АОНы нашей разработки, которые продавались аж до середины 2000-х)
Прыгать в онлайн конечно можно, но с умом, а не с головой, как в омут.
Кризис 2008 подкрался незаметно и показал, что ничто не вечно под луной, даже цены на недвижимость. Но и тут мы сумели извлечь выгоду. В результате ценовых колебаний мы довольно удачно продали свои офисные помещения и купили площади формата стрит-ритейл на первых этажах жилых домов, которые и сегодня сдаем сетевому продуктовому арендатору. Невзирая на карантин и тотальный уход в онлайн всех офисных процессов. Боже мой, вот она бизнес-чуйка на долгую перспективу. Но, тем не менее, события 2008 года заставили меня задуматься о шаткости даже рынка недвижимости и о необходимости создания дополнительного независимого денежного потока. Наверное во мне дремал Киосакиподобный демон. Демон проснулся и заставил меня заняться консалтинговой деятельностью и запустить еще два стартапа. Первый – это автозапчасти собственных торговых марок BREMAX и STK-auto, производимых в Китае. Второй стартап divendo.ru – онлайн сервис рассылки объявлений для риэлторов. Опять-таки в лучших традициях стартапов эти направления учитывали перспективные тренды рынка – в то время для авто не было одновременно качественных и дешевых щеток стеклоочистителя, а конкуренция среди риэлторов требовала введения дополнительных инструментов для выживания на рынке. И оба стартапа базировались на имеющихся ресурсах – "китайский опыт" и опыт в IT вкупе с опытом общения с риэлторами. Кстати, щетки стеклоочистителя второй раз взлетели во время девальвации рубля в 2014 году и прекрасно продавались еще несколько лет. А вот сервис для риэлторов в силу карантинных и прочих причин пока пришлось заморозить, несмотря на призывы всех нынешних "бизнес-гуру" к "прыжкам в онлайн". Прыгать в онлайн конечно можно, но с умом, а не с головой, как в омут. Прыгать только все взвешивая и думая на перспективу. Поэтому сегодня я благополучно продолжаю зарабатывать деньги и создавать полезности в недвижимости, запчастях и моем любимом бизнес-консалтинге. И огромное спасибо кризису -2020 и карантину. Ведь благодаря им у меня образовалось свободное время, чтобы наконец запустить этот долгожданный курс.